В эпоху нетворкинга и соцсетей обещания становятся чем-то больше чем просто обязательства. Выполненное обещание добавляет веса вашему счёту в «репутационном банке».
Так почему же до сих пор встречаются люди, не способные или не желающие выполнять свои обещания? Давайте разбираться.
Хочу познакомить вас с типологией людей, которые дают обещания и не собираются выполнять:
- Обещание человека, не умеющего отказывать. Выполнения обязательств в этом случае и не ждите: обнадёживающие слова произносятся, а потом ваш собеседник исчезает и не берёт трубку. Этот человек испытывает большие сложности в произнесении слова «нет» в ответ на любую просьбу. Потому что умение отказывать находится в тесной связке с умением выстраивать свои личные границы. Этот персонаж, раздавая обещания направо и налево, оберегает самого себя от вашей злости, обиды и других чувств, которые вы способны проявить в случае отказа.
- Обещание дано, но без учёта текущих возможностей. Человек не рассчитал свои силы, не заглянул в свой ежедневник, не взвесил заранее дела и загруженность, ресурсы и возможности. А потом наступает срок выполнения обещаний и вдруг оказывается, что не получится их выполнить, потому что мало сил, времени или средств. Дальнейшее поведение зависит от степени совестливости персонажа – либо предупредит вас о невозможности, добавив извинения, либо просто исчезнет.
- Обещание, данное «на публику». Слова обязательства произносятся громко и «при всём честном народе», а выполнять-то их приходится самому и без зрителей. Поэтому клятвы не соблюдаются: «Ну, не получилось, жаль». Если и возникает чувство вины, то его заглушают другими проектами, общением с другими людьми и самооправданием. Человек в момент произнесения «обещаю» действительно искренне верит в то, что выполнит всё обещанное.
- Вынужденное обещание. Слова обязательства произнесли только потому, что вы «прижали к стенке» либо своим поведением, либо ситуация так сложилась, либо вы применили манипуляции. Скорее всего человек не сдержит обещание. И у него будет самооправдание: «Это не я плохой, это жизнь (люди, ситуация) такая».
А что делать? Как избежать неприятных случаев, когда вас явно подводят и времени на спасение проекта, ситуации нет?
- Обратите внимание на репутацию и прошлый опыт общения с этим человеком. Если он раньше не выполнял обещания, то почему вы вдруг надеетесь, что в этот раз выполнит? Люди резко не меняются.
- Заранее определите сколько попыток вы готовы предоставить человеку на выполнение обещанного. После какой попытки вы точно распрощаетесь с этим человеком как исполнителем вашей просьбы?
- Определите контрольные точки проверки исполнения обязательств. Например, уточните в середине срока: как там обстоит дело с обещанной помощью? Если в беседе вы замечаете неоднозначное поведение (смена темы, исчезновение из вашей жизни, прекращение разговора, либо преувеличенное оживление), то это повод задуматься и поискать запасные варианты получения обещанного.
- Продумайте запасные варианты воплощения задуманного. Кто ещё сможет вам помочь? Может быть вы сможете купить эту услугу? Иди вы сами способны сделать это? Можно ли выполнять пошагово, привлекая на каждом этапе разных людей?
- Самый грустный пункт: иногда приходится смириться с тем, что обещанное не выполнится никогда, по крайней мере, этим человеком. И тут уж вам решать, что вам важнее – человек или ваша просьба.
А что делать, если вы сами дали слово и не можете сдержать его?
Честно предупредите своего собеседника и предложите варианты выхода из сложившейся ситуации, или варианты частичной помощи. В плане обещаний есть только два способа повысить свой счёт в «репутационном банке»: никогда не давать обещаний, либо обещать и выполнять.
Надеюсь, после прочтения статьи вам станет понятнее, почему люди дают обещания, которые не собираются выполнять, а так же как себя вести с такими людьми.
В статье использовано фото Thiago Matos с сайта Pexels.