Доверие, уверенность, свобода
Вы задавались когда-нибудь вопросом о том, почему вы именно такой человек? Почему у вас такой характер? Откуда взялась ваша уверенность в себе или неуверенность? Как происходило формирование личности?
Почему вам, например, сложно подходить к незнакомым людям, тогда как кто-то другой спокойно общается с большим количеством незнакомцев?
Или же наоборот, вы считаете, что людям можно доверять, а кто-то из ваших знакомых думает, что мир полон «злых людей» и могут обмануть?
Предлагаю в этой статье разобраться со всеми этими вопросами и поговорить о формировании ключевых особенностей личности: о доверии, об уверенности в себе и о свободе принимать решения.
Наверное, вы уже догадались, что всё перечисленное мы приносим с собой из детства и юности. Это своеобразное психологическое наследство, доставшееся нам от родителей, бабушек, дедушек и прочих любимых в детстве людей.
Ребёнок приходит в наш мир ничего не знающим, я бы сравнила его с путешественником в совсем незнакомой стране с незнакомым языком. И в этом длинном путешествии первые люди, с кем он знакомится – родители. Именно родители выдают ему карту мира, обозначают на этой карте опасности и злых людей, ставят пометочки «здесь клад», а здесь болото, а вот здесь есть брод, можно перейти реку.
Таким образом, благодаря пояснениям и примерам, дети узнают от родителей чего опасаться и к чему стремиться. Рассмотрим простую ситуацию, в двух похожих семьях младенцы впервые увидели собак и не знают, кто такие собаки и как к ним относиться – бояться или дружить. Одна мама скажет: «Не подходи к собаке, она злая, укусит». Вторая: «Какая собачка милая, она говорит «гав». Как будут относиться к собакам дети из этого примера? Кто будет бояться собак (при прочих равных условиях)?
Такие инструкции мы получаем по поводу любви, денег, работы, счастья, здоровья. И не всегда эти инструкции словесные, высказаны текстом. Часто это мимика: нахмурены брови, скривлен рот – мама недовольна; губы сжаты в ниточку, глаза прищурены – папа зол, улыбка и тёплый взгляд – родители радуются. И в этих сигналах тоже передается информация об окружающем мире, о людях и о нас самих.
Предлагаю обратиться к этапам развития личности (по Эрику Эриксону), и выяснить какие черты характера, какое отношение к миру вырабатывается в каждый период детства.
Итак, первый период – младенчество, от рождения и до года. В этом возрасте у нас формируется либо доверие к миру, либо настороженность и недоверие.
В благоприятном случае, если мама была предсказуемой, доступной, приходила по зову на помощь, заботилась, если создавался привычный режим дня с повторяющимися ритуалами кормления, купания, переодевания, то у ребёнка формируется доверие к миру и людям. Такой человек вырастает открытым, дружелюбным, считает, что люди в основном отличаются порядочностью и расположены к нему. Может проявлять лидерские качества.
Если в младенческом возрасте по каким-то причинам ребёнок не получил предсказуемости, заботы, отзывчивости со стороны родителей, то вырастает недоверчивым и настороженным. «Осторожно, кругом опасность». «Осторожно, могут обмануть». Закрытость, неуверенность, подозрительность, боязливость – таким вырастает человек.
Сразу скажу, некоторые особенности личности можно подкорректировать. Если хотите – обращайтесь ко мне, займёмся коррекцией вместе.
Если предпочитаете самостоятельно работать над собой, тогда подскажу простой способ исправления недоверчивости. Наблюдайте за собой и за людьми вокруг себя (на улице, на работе, в магазине и т.д.) и примечайте ситуации, в которых вас не обманули, выполнили слово, сдержали обещание, не подвели вас. Такое наблюдение поможет постепенно научиться доверять окружающим и миру. Не забудьте, изменение себя – это неспешный процесс.
По каким причинам родители могли стать непредсказуемыми и недодать тепла? Самые разные причины: необходимость выйти на работу, болезни, семейные неурядицы, послеродовая депрессия. К тому же родители могли передать установки, которые сами усвоили в своём детстве. Мы ведь в наследство получаем не только цвет глаз и волос, но и какие-то принципы воспитания. Например, в семье может быть традиция не таскать ребенка на руках, чтобы не избаловать. Или не успокаивать, когда он плачет. И ребенок вырастает с определённым отношением к миру.
Перейдем к следующему этапу – второй этап детства – раннее детство 1-3 года.
Формируются самостоятельность или же сомнения в своих силах, стыд за какие-то свои действия. У ребёнка складывается либо ответственность за всё, что он приносит в мир, либо опасение критики и осуждений.
Эти качества личности формируются в ответ на реакцию родителей на первую активность своего малыша. В этом возрасте дети учатся ползать, ходить, залезать, толкать – осваивают множество новых физических движений. Если малыш делает всё сам, а родители не вмешиваются, не стыдят, не винят в разбитых или опрокинутых вещах, в разлитой воде или размазанной каше, то у ребёнка формируется самостоятельность.
Если же родители нетерпеливы, всё доделывают за малыша («давай я, а то ты разобьёшь»), то у ребёнка развивается нерешительность, сомнение в своих силах и стыдливость. Ребёнок начинает понимать про самого себя, что ничего не умеет и становится неуверенным в своих способностях. И это один из ответов на вопрос: «Откуда берутся неуверенные люди?»
Недочёты этого этапа формирования личности тоже поддаются исправлению во взрослом возрасте. Можно развить у себя уверенность, и можно избавиться от постоянно преследующего чувства стыда и сделать это либо с психологом, либо самостоятельно.
Например, если вам сложно разрешить себе ошибаться, если вы не прощаете себе ошибки и стыдитесь их, начните подсматривать за окружающими. Дело в том, что мы, люди, социальные создания и очень многому учимся, перенимая у окружающих. Поэтому наблюдайте как другие относятся к своим ошибкам, найдите в своем окружении человека, разрешающего себе ошибаться, умеющего извлекать пользу и выгоду из ошибок. Стратегий поведения по поводу ошибок много – поищите свою.
Продолжение рассказа о формировании личности — в следующей статье.
Использовано фото Anna Shvets: Pexels