На днях обсуждала с клиентом на консультации важность умения говорить «нет»: почему нам бывает так сложно отказать, что делать с чувством вины и как научиться сначала выбирать себя, а потом уж соглашаться помогать окружающим.
Поделюсь с вами кое-какими секретиками.
Одна из ловушек в сфере просьб и требований – завуалированная просьба. Выглядит она так: ваш собеседник вдруг начинает жаловаться на свою жизнь, рассказывать как там всё плохо, а вы теряетесь в догадках. Что же сейчас делать? Что хочет от меня этот человек? То ли бежать помогать, то ли пожалеть, то ли денег дать?
Такой приём любят манипуляторы: и напрямую ничего не попрошено, и человек сам кинулся помогать.
Вот пример скрытой просьбы:
«Представляешь, зарплата только через неделю, денег нет, а тут, как назло, надо комод перевезти. А машина на ремонте. Представляешь? Ну, вот всё сразу случилось! Что теперь делать, не понимаю?!»
Мимика, жестикуляция, интонация – всё в вашем собеседнике направлено на то, чтобы вы сами прониклись и предложили свою помощь. Свой автомобиль, свои деньги, свои силы или время.
И мы автоматически попадаем в эту ловушку скрытой просьбы, реагируем моментально и только через какое-то время понимаем, что подписались на ненужные нам хлопоты, задвинув при этом все свои планы.
Уточню, друзья, я сейчас не об эгоизме и не о том, что помогать никому нельзя. Я об осознанной помощи, когда действительно хочешь и можешь помочь, а не когда тобой манипулируют и дергают за ниточки.
Что делать?
Если вам кажется, что разговор похож на скрытую просьбу – задавайте уточняющие вопросы. Например, «Похоже, что ты ищешь помощи с перевозом комода?» Обратите внимание, этот вопрос не является вашим согласием, это выяснение мотивов собеседника. А потом в зависимости от ответов вы можете либо посочувствовать, либо отказать, либо дать контакты грузоперевозочных компаний, либо самому перевезти этот комод.
Вы выходите из манипулятивной ловушки и приобретаете большую свободу.
А всего-то один вопрос!
Фото автора Ekaterina Belinskaya: Pexels